Популярное


Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Аалто Алвар
Аалто Алвар (Aalto, Alvar) (1898—1976), финск. архитектор, дизайнер, скульпто...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Арабская литература
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления10.04.2011
Арабская литература (Arabic literature). Хотя имеются фрагментарные свидетельства о существовании араб, словесности еще в 9 в. до н.э., известная нам араб. лит-pa датируется самое раннее 1-й пол. 6 в. н.э., примерно столетием раньше возникновения ислама. Ведущую роль в ранней А.л. играла поэзия; в 5—7 вв. она переживала расцвет и стала в араб, мире своеобразным эталоном поэтич. яз., метрики и эстетич. идеалов, на-ло.по о 11 риле. I п и к-млшкл и худ. приемы. Осн. лит. формами древн. араб, поэзии были: раджас (наиб, примитивная форма с короткими рифмованными строками); кита (аморфный фрагмент) и касыда (неск. кита, соединенные в одно стихотворение, обычно от 60 до 80 строк). Характерная особенность араб, поэзии — моноритм; каждый стих состоит из одного предложения и является самостоятельной смысловой единицей. Язык др.-араб, поэзии отличается колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобр. ср-в. Диапазон тем, преобладавших в араб, поэзии до недавнего времени, ясно определен: поношение врага (хиджа), похвальба (фахр), боевые и охотничьи сцены, описание животного мира и видов пустыни, застолье, часто возникает тема обще-филос. пессимизма и стремления к осмыслению бытия. Специфической чертой касыды является насиб, элегическое вступление, в к-ром поэт вспоминает свою привязанность к возлюбленной. Самыми знаменитыми до-ислам, поэтич. сб. является «Муллакат» {составленный рави Хамадом в 694/695—772 гг. и включающий 7 шедевров семи поэтов), а самыми прославленными поэтами кон. 5—1-й пол. 7 в. были *Имру-уль-Кайс, Антара ибн Шаддад, Лабид и аль-Аша. В доислам. период существовала проза: сказительство (киса) было чрезвычайно распространено и пользовалось популярностью. Служители религ. культа произносили проповеди (кхутба), а рифмованную прозу (саж) предпочитали прорицатели. Все три вида прозы можно обнаружить в Коране, (610—32 гг. н.э.), величайшем памятнике араб, письменности. Коран оказал влияние на развитие послед. А.л. В ислам, период худ. прозы с сер. 8 в. усилился интерес к изучению араб, старины, осуществлялись переводы важнейших соч. древности на араб. яз. со средне-персид. и др. языков. Ибн аль-Мукаффа перевел «Калилу-и-Димну», восходящую к инд. сб. (см. «Панча-тантра»). Получил распространение жанр «посланий» (рисала), к-рый возникает в период Омейядов (656— 750 гг.). Первые послания — это фактически советы правителям и придворным. Кол-во сюжетов затем увеличивается, появляются истории, к-рые служили скорее для развлечения, нежели для нравоучений. Величайшим араб, прозаиком был аль-Джахиза (767—868),соч. к-рого представляют смесь рассказов на самые разнообразные сюжеты. В этом же ключе писал Китаб аль-Хайаван («Книга о животных»), В 9 в. появился араб, перевод перс. сб. «Тысяча сказок», прототипа сб. «Тысяча и одна ночь», получившего лит. статус благодаря тв-ву ат-Танухи (990—994). Его мл. современник, аль-Хамадани (ум. 1007 г.) создал новый жанр, макаму, рифмованную прозу. Макамы аль-Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл или рассказов о приключениях изворотливого бродяги. Наиб, популярным представителем, также писавшим в этом жанре, стал Аль-Харири (1054—1122). Пророк Мухаммед и его последователи не одобряли поэзии, считая ее проявлением языч. идеологии. В течение неск. десятилетий после смерти Мухаммеда поэзия постепенно уступала главенствующие позиции. Затем старые традиции возродились, хотя уже на иной социальной основе, в Сирии и Ираке, в тв-ве таких поэтов, как аль-Ахталь (ум. ок. 710 г.) Выдающимися мастерами любовной лирики были Омар ибн Аби Рабиа из Мекки (641—ок. 712 г.), поэзии к-рого были свойственны жизнеутверждающие мотивы, Джамиль (ум. ок.701 г.) из Медины, мн. стихи к-рого стали позже популярными песнями. Появление в поэзии новых форм и обрядов было связано с влиянием переднеазиат-. цивилизации, иранской прежде всего. Замечательным представителем этой поэзии «нового стиля» является Абу-Нувас (762—815 г.), создавший цикл стихов о вине, резко контрастировавших со стихами Абу-ль-Атахия (ум. 826 г.), проникнутыми аскетическими настроениями. В целом, однако, в поэзии с сер. 11 в. преобладали внешне изощренные формы, а содержание не отличалось большой глубиной. Временами появлялись поэты яркого дарования, это прежде всего Аль-Мутанабби (915—963), слепой поэт Аль-Маарри (973—1057) и Ибн Аль-Фарид, величайший араб, поэт-мистик (см. также *суфийская литература). Особняком стояла араб, лит-pa в Андалусии (8—10 вв.), араб. Испании, тесно связанная с Магрибом. В сер. 11 в. Севилья стала важным лит. центром. Здесь творил ученый и поэт Ибн-Хазм (ум. 1064 г.), автор «Ожерелья голубки», своеобразного трактата о любви, и поэт-лирик Ибн-Туфайль (1110—1185). Андалусской лит-ре был присущ свой особый колорит, в ней появилось два вида строфических стихов — мувашшах и саджал. Они родились в простонародной среде в рез-те взаимодействия культуры арабов, берберов и местного романского населения. Мувашшах особенно интересны, поскольку ок. 50 стихотворений такого рода завершаются кхаржа (эпилогом или финальной строфой), к-рая целиком или отчасти была на раннем исп. диалекте. Классич. А.л. не знала эпоса и драмы, хотя в эпоху Средневековья появился *театр теней. А.л. 20 в. испытала влияние зап.-европ. романов, рассказов и драм — жанров, чуждых классич. традиции, к-рые ныне являются ведущими способами худ. выражения. Поэзия, в добавление к неоклассич. традиции,также обрела новую форму — свободный стих. Среди писателей, добившихся успеха, можно отметить троих египтян: это критик, автобиограф и романист Таха Хуссейн (1889—1973), драматург Тауфик Аль-Хаким (1898—1987) и романист Нагиб Махфуз, лауреат Нобелевскои премии 1987г. (персидская литература, тюркская литература).
Здесь можно почитать популярные отзывы о шарфах и выбрать себе подходящие

Время генерации: 0,051 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,017 сек.