Популярное


Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Сен-Дени Рут (Рут Деннис)
Сен-Дени Рут (Рут Деннис) (St Denis, Ruth (Ruth Dennis)) (1879—1968), амер. т...

Арабская литература
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления10.04.2011
Арабская литература (Arabic literature). Хотя имеются фрагментарные свидетельства о существовании араб, словесности еще в 9 в. до н.э., известная нам араб. лит-pa датируется самое раннее 1-й пол. 6 в. н.э., примерно столетием раньше возникновения ислама. Ведущую роль в ранней А.л. играла поэзия; в 5—7 вв. она переживала расцвет и стала в араб, мире своеобразным эталоном поэтич. яз., метрики и эстетич. идеалов, на-ло.по о 11 риле. I п и к-млшкл и худ. приемы. Осн. лит. формами древн. араб, поэзии были: раджас (наиб, примитивная форма с короткими рифмованными строками); кита (аморфный фрагмент) и касыда (неск. кита, соединенные в одно стихотворение, обычно от 60 до 80 строк). Характерная особенность араб, поэзии — моноритм; каждый стих состоит из одного предложения и является самостоятельной смысловой единицей. Язык др.-араб, поэзии отличается колоссальным запасом слов, гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобр. ср-в. Диапазон тем, преобладавших в араб, поэзии до недавнего времени, ясно определен: поношение врага (хиджа), похвальба (фахр), боевые и охотничьи сцены, описание животного мира и видов пустыни, застолье, часто возникает тема обще-филос. пессимизма и стремления к осмыслению бытия. Специфической чертой касыды является насиб, элегическое вступление, в к-ром поэт вспоминает свою привязанность к возлюбленной. Самыми знаменитыми до-ислам, поэтич. сб. является «Муллакат» {составленный рави Хамадом в 694/695—772 гг. и включающий 7 шедевров семи поэтов), а самыми прославленными поэтами кон. 5—1-й пол. 7 в. были *Имру-уль-Кайс, Антара ибн Шаддад, Лабид и аль-Аша. В доислам. период существовала проза: сказительство (киса) было чрезвычайно распространено и пользовалось популярностью. Служители религ. культа произносили проповеди (кхутба), а рифмованную прозу (саж) предпочитали прорицатели. Все три вида прозы можно обнаружить в Коране, (610—32 гг. н.э.), величайшем памятнике араб, письменности. Коран оказал влияние на развитие послед. А.л. В ислам, период худ. прозы с сер. 8 в. усилился интерес к изучению араб, старины, осуществлялись переводы важнейших соч. древности на араб. яз. со средне-персид. и др. языков. Ибн аль-Мукаффа перевел «Калилу-и-Димну», восходящую к инд. сб. (см. «Панча-тантра»). Получил распространение жанр «посланий» (рисала), к-рый возникает в период Омейядов (656— 750 гг.). Первые послания — это фактически советы правителям и придворным. Кол-во сюжетов затем увеличивается, появляются истории, к-рые служили скорее для развлечения, нежели для нравоучений. Величайшим араб, прозаиком был аль-Джахиза (767—868),соч. к-рого представляют смесь рассказов на самые разнообразные сюжеты. В этом же ключе писал Китаб аль-Хайаван («Книга о животных»), В 9 в. появился араб, перевод перс. сб. «Тысяча сказок», прототипа сб. «Тысяча и одна ночь», получившего лит. статус благодаря тв-ву ат-Танухи (990—994). Его мл. современник, аль-Хамадани (ум. 1007 г.) создал новый жанр, макаму, рифмованную прозу. Макамы аль-Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл или рассказов о приключениях изворотливого бродяги. Наиб, популярным представителем, также писавшим в этом жанре, стал Аль-Харири (1054—1122). Пророк Мухаммед и его последователи не одобряли поэзии, считая ее проявлением языч. идеологии. В течение неск. десятилетий после смерти Мухаммеда поэзия постепенно уступала главенствующие позиции. Затем старые традиции возродились, хотя уже на иной социальной основе, в Сирии и Ираке, в тв-ве таких поэтов, как аль-Ахталь (ум. ок. 710 г.) Выдающимися мастерами любовной лирики были Омар ибн Аби Рабиа из Мекки (641—ок. 712 г.), поэзии к-рого были свойственны жизнеутверждающие мотивы, Джамиль (ум. ок.701 г.) из Медины, мн. стихи к-рого стали позже популярными песнями. Появление в поэзии новых форм и обрядов было связано с влиянием переднеазиат-. цивилизации, иранской прежде всего. Замечательным представителем этой поэзии «нового стиля» является Абу-Нувас (762—815 г.), создавший цикл стихов о вине, резко контрастировавших со стихами Абу-ль-Атахия (ум. 826 г.), проникнутыми аскетическими настроениями. В целом, однако, в поэзии с сер. 11 в. преобладали внешне изощренные формы, а содержание не отличалось большой глубиной. Временами появлялись поэты яркого дарования, это прежде всего Аль-Мутанабби (915—963), слепой поэт Аль-Маарри (973—1057) и Ибн Аль-Фарид, величайший араб, поэт-мистик (см. также *суфийская литература). Особняком стояла араб, лит-pa в Андалусии (8—10 вв.), араб. Испании, тесно связанная с Магрибом. В сер. 11 в. Севилья стала важным лит. центром. Здесь творил ученый и поэт Ибн-Хазм (ум. 1064 г.), автор «Ожерелья голубки», своеобразного трактата о любви, и поэт-лирик Ибн-Туфайль (1110—1185). Андалусской лит-ре был присущ свой особый колорит, в ней появилось два вида строфических стихов — мувашшах и саджал. Они родились в простонародной среде в рез-те взаимодействия культуры арабов, берберов и местного романского населения. Мувашшах особенно интересны, поскольку ок. 50 стихотворений такого рода завершаются кхаржа (эпилогом или финальной строфой), к-рая целиком или отчасти была на раннем исп. диалекте. Классич. А.л. не знала эпоса и драмы, хотя в эпоху Средневековья появился *театр теней. А.л. 20 в. испытала влияние зап.-европ. романов, рассказов и драм — жанров, чуждых классич. традиции, к-рые ныне являются ведущими способами худ. выражения. Поэзия, в добавление к неоклассич. традиции,также обрела новую форму — свободный стих. Среди писателей, добившихся успеха, можно отметить троих египтян: это критик, автобиограф и романист Таха Хуссейн (1889—1973), драматург Тауфик Аль-Хаким (1898—1987) и романист Нагиб Махфуз, лауреат Нобелевскои премии 1987г. (персидская литература, тюркская литература).
На info-regions.ru можно найти компании Пензы и множество другой полезной инфы

Время генерации: 0,135 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,012 сек.