Балет (ballet), театр, форма танца, как правило, объединяющая танец в единое целое с музыкой, декорациями и костюмами. Б. обычно строится на сюжетно-тема-тической основе (в этом случае он может включать пантомиму) или на характерных для жанра танц. движениях. Пышные и необычайно длинные итал. придворные спектакли времен Ренессанса часто строились на аллегорич. сюжетах. Во Франции при Людовике XIV это были придворные балеты на музыку таких композиторов, как Люлли и Рамо. Созданием в 1661 г. в Париже первой Академии танца, а в 1669 г. — Парижского театра оперы и балета было отмечено признание танца как проф. иск-ва. В 1-й пол. 18 в. т.н. Б. действия старался объединить в более реалист, изображении эпизодов сюжетную канву и систематизированный язык пантомимы, танц. движений и поз.Первоначально танц. движения ограничивались короткими движениями ног и грациозными жестами, акцентирующими рисунок танца и живописность групп. В нач. 1800-х гг. Бласис систематизировал движения, разделив положения ног на пять позиций и определив положения рук, корпуса и головы, что стало основой академич. школы классич. Б. в 20 в. Б. развивался от романтич. Б. сер.
19 в.. рус. классич. 2-й пол. 19 в. и «Русских сезонов» Дягилева к модернистскому и постмодернистскому Б.
20 в. Романтич. Б. присуще свойственное романтизму во всех видах иск-ва, т.е. представление возвышенной идеализированной картины мира. Эту иллюзию подкрепляли порхание на пуантах и воздушная белая ткань костюмов. Иск-во романтич. Б. достигло своей вершины в постановках 1830-х гг. в Парижской опере. В то же время создавал свой романтич. Б. для ср. класса Копенгаген. Лондон также
активно участвовал в охватившем мн. страны балетном буме. Постановки рус. романтич. Б. отличались использованием нар. или характерных танцев 19 в. и высокой исполнительской техникой. Он процветал благодаря покровительству царя, а с приездом в 1847 г. в страну хореографа Петипа классич. форма в Императорском балете была доведена до совершенства. Для классич. Б. характерны исключительная отточенность, быстрота и легкость движений. Гл. достижениями Петипа были наработка тонкой безупречной техники исполнения сольных партий и *па-де-де (дуэтов), а также управление многочисл. кордебалетом, создававшим сложный геом. рисунок танца. По-прежнему в Б. преобладали экзотические декорации и фантаст, сюжеты, открывавшие возможности для совершенствования приемов пантомимы. Одним из первых Б. в классич. стиле стала «Спящая красавица» (1890). Важная роль в возрождении зап.- европ. Б. в 20 в. принадлежит Дягилеву,сумевшего привлечь выдающихся хореографов (Фокина, Мясина, Нижинского, Нижинскую), композиторов (Стравинского, Форе, Прокофьева, Сати) и художников (Бенуа, Бакста, Рериха, Пикассо) к созданию таких работ, как «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна
священная», открыли новую эру Б. Красочные постановки в рус. и вост. стилях проходили на фоне декораций, отражающих экспериментальное модернистское иск-во в его порой скандальных авангардистских формах. Хотя Б. Дягилева гастролировал и в Лондоне, вплоть до сер. 20 в. в Англии не появилось своего балетного стиля. В 1920-х гг. под влиянием постановок рус. Б. стали создаваться балетные школы и труппы М. Рамбер (ныне балетная труппа «Рамбер») и Н. де Валуа (Ко-ролевский балет и Королевский балет «Сэдлерс
Уэллс). Позднее в их репертуаре возобновлялись постановки романтич. и классич. Б., но всякий раз в новой или в модернистской хореографии. Нек-рые постановки отдавали дань как романтич. пристрастиям, примером чему, возможно, служат трактовки Аштона, так и модерну. Но модернизм в танце по-настоящему проявился в таких работах, как «Мрачные элегии» Тюдора, раскрывающих человеческие эмоции в экспрессионистской манере (экспрессионизм) посредством прежде всего движения, а не выражения лица. Это направление продолжает развивать в труппе Королевского балета англ, хореограф *Макмиллан, к-рому удаются психолог, портреты даже историч. персонажей. Бурнонвиль перенес франц. романтич. Б. в Данию и создал там постоянный репертуар. Прямым продолжением классич.
традиций Петипа является тв-во *Баланчина, вышедшего из «Русских сезонов» хореографа, автора амер. стиля в Б. Поставленные им, чаще всего на музыку Стравинского, Б., напр. «Аполлон Мусагет» (1928) и «Агон» (1957), стали в амер. Б. критерием неоклассицизма. В 1948 г. Баланчин (совместно с писателем Линкольном Кирштейном) для постановки собств. работ основал «Нью-Йорк сити балет». Поставленные им за долгую творч. карьеру танцы весьма различны по хар-ру: от аскетически строгих до возвышенно романтич.,
от неоклассич. абстракций до бродвейских *мюзиклов. Заинтересованность Баланчина в развитии муз. театра в Америке разделяли мн. др. хореографы: так, Агнес Де Милль и Джером Роббинс поставили «Оклахому» (1943) и «Вестсайдскую историю» (1957). Эклектизм, включение в Б. элементов джазового танца, прослеживается и далее, в танце модерн. Нек-рые черты этого сравнительно нового стиля ныне
явственны в совр. Б., напр, в изображающей ужасы войны «Глории» Макмиллана (1980).