Декорации (set design), худ. оформление сцены. Уже в рим. театре (и, возможно, в греч.) использовались
вращающиеся трехгранные призмы (периактои), каждая грань к-рых представляла собой отд. Д. В Италии
эпохи Возрождения (*Ренессанс) такие же приспособления для смены Д. назывались теларии, а Перуцци
(1481—1537) применял в сценическом оформлении незадолго до того открытую в живописи *перспективу.
Буонталснти (1536—1608) использовал теларии с разрисованным задником, а англ, архитектор Иниго
*Джонс уже давал представления в своем театре *ма-сок, именно на фоне задников, на к-рых изображались
фантаст, дикая природа, парки, дворцы и улицы с колоннадами. Он ввел также передвижные задники (раз-
рисованные холсты на дерев, рамах) • - их можно было ставить парами (т.н. «крылья» или «ставни»), и «за-
пасную декорацию», к-рая в нужный момент устанавливалась впереди, а до того оставалась невидимой для
зрителей, т.к. была спрятана за «крыльями». «Запасные Д.» и задники (к-рые «скользили» па глазах у зри-
телей) существовали в Великобритании до кон. 19 в. Вместе с тем в 19 в. уже появились совр. Д., т.е. сцени-
ческая коробка с тремя стенами и полом, к-рая постепенно вытеснила, по крайней мере в немуз. театре,
крылья и задник. В 19 в. появились и т.н. «сделанные вещи» — трехмерные копии таких объектов, как три-
буны и портики. В рез-те настойчивых усилий основанного в 1887 г. Парижского Свободного театра Д.
стали почти буквально воспроизводить реальную жизнь, что освободило театр от искусств, «красивости». А
это означало появление, особенно во Франции и Германии, символич., стилизованных Д., но это произошло
уже после изобретения электрич. лампы. Д. и их усовершенствованию уделяли огромное внимание Гордон
Крэг (1872—1966), * Мейерхольд, *Пискатор, *Станиславский и *Рейнхардт в Европе, Роберт Эд-монд
Джонс (1887—1954) и Норман Бел Геддс (1893— 1958) в США. В нач. 20 в. балетный импресарио Дягилев
привлекал для работы над театр. Д. известных художников (*Пикассо. *Брака, *Шагала. *Гриса и
*Матисса). Более поздние изобретения (вращающаяся сцена, составные Д., позволяющие одновременно ра-
зыгрывать неск. эпизодов, даже на разных уровнях), дали свободу сценографам, к-рые начали при создании
Д. применять новые материалы (пластик и метал, сплавы). Новые театр, формы (расположение сцены в
середине зрительного зала («круговой театр»), использование внетеатр. пространства, в частности балконов
и улиц, вошли в практику совр. театра, открыв новые возможности перед художниками сцены ^сценические
механизмы).