Древнегреческое искусство (Greek art), иск-во и архитектура говоривших по-гречески об-в начиная с
*железного века (11 в. до н.э.) до кон. 1 в. до н.э. Иск-во греков, во времена *бронзового века населявших
материк и острова (за иск. Крита, где сложилось т.н. *ми-нойское искусство), известно как *микенское
искусство. Позднее, т.н. *эллинистическое, искусство считается частью культуры Рим. империи. Самыми
древн. произв. др.-греч. скульптуры являются литые бронзовые статуэтки людей и лошадей. Первые
высеченные из камня почти в полный человеческий рост одномерные
133
ДРОБЛ МАРГАРЕТ
статуи появились прибл. в 650 г. до н.э. В начале этого периода (архаика) скульптор лишь обозначал черты
лица и мускулы тела засечками на поверхности камня. Скульпторы 6 и нач. 5 в. уже больше уделяли
внимания формам и пропорциям тела. В Д.и. существовала традиция красить статуи. Погребенные под
обломками после того, как персы разграбили афинский Акрополь в 480 г. до н.э., мн. из них извлечены на
свет с еще сохранившейся окраской. После побед над персами в нач. 5 в. до н.э. появился более героический
стиль, нашедший отчетливое выражение в скульптуре, напр., Олимпии. Скульпторы часто изображают
человека в действии, в движении, напр, бронзовый дискобол Мирона, созданный прибл. в 450 г, до н.э.
(сохранились лишь его римские мраморные копии). Большинство скульпторов того времени работали в
бронзе, но до нас дошло всего неск. бронзовых фигур в полный человеческий рост, если не считать копий.
Одна скульптура неизвестного автора, должно быть, входила в число величайших — это бронзовая статуя
Зевса, мечущего молнии. Ее нашли в море у мыса Артемисий, и датируется она прибл. 470— 460 гг. до н.э.
*Фидий (между 445 и 432 г. до н.э.) создал две знаменитые статуи из слоновой кости и золота: Афины в
Парфеноне и Зевса в Олимпии. Обе известны лишь по поздним копиям и описаниям. Они свидетельствуют о
таланте Фидия, утонченности и изяществе создаваемых им фигур. Его современник *Поликлет (ок. 440 г. до
н.э.) в скульптуре юноши, держащего копье, осуществил свой замысел: воплотил в камне идеальные
*пропорции человеческой фигуры. В 5 в. скульптор придавал невероятную выразительность всей фигуре, а
лицо оставлял спокойным и бесстрастным. В 4 в., однако, *Скопас уже обращает внимание на психолог, со-
стояние своего персонажа и в первую очередь делает акцент на чертах лица; это привело к развитию портре-
та. Скульпторы стали все чаще ваять фигуры в одеждах с многочисл. ниспадающими складками.
Человеческое тело приобрело стройность, но утратило величие прежних работ. Эта перемена видна в тв-ве
*Праксителя (сер. 4 в. до н.э.), работавшего гл.об. в мраморе. Др.-греч. архитектура имеет долгую и славную
историю. Первые греч. храмы — это маленькие, примитивные постройки из булыжника либо из глиняного
кирпича, иногда крытые тростником. До 6 в. каменные храмы с колоннадами были редкостью. Они возводи-
лись по стереотипному плану: прямоугольное здание на фундаменте, как правило трехступенчатом, с колон-
нами (*архитектурный ордер) у портика либо по всему периметру. Древн. греки не применяли *арок,
поскольку рассчитывали гл.об. на эффект, возникавший в рез-те контраста света и тени по горизонталям и
вертикалям. Скульптурные фигуры располагались на фронтонах, а горизонтальные балки, поддерживаемые
колоннами, украшались барельефами. В храмах в Эгине (нач, 5 в.), Олимпии и Парфеноне {сер. 5 в. до н.э.)
были помещены скульптуры, исполненные динамизма. Создавая рельефные изображения, художникам
приходилось решать сложные техн. задачи, связанные с необходимостью передать перспективу. Блестяще
решить эту задачу сумели авторы фриза в афинском Парфеноне, на к-ром изображены группы всадников.
Нек-рые из них, известные как «мраморы Эльджина» (в честь лорда Эльджина, к-рый в 1802—12 гг.
получил разрешение тур. властей на вывоз скульптур в Англию), находятся в Британском музее (Лондон).
Мало что сохранилось из др.-греч. стенных росписей 4— 3 вв. до н.э., в особенности из царских гробниц в
Вер-гине (Македония). От произв. таких живописцев, как *3евксис, не осталось и следа, но мы знаем о нем
по живописи на вазах (*древнегреческис вазы). Греки были сведущи и в др. видах иск-ва: напр., в Виксе (Центр.
Франция) были найдены великолепные образцы изделий из бронзы (ок. 500 г. до н.э.). Резьба по драгоцен-
ным камням достигла верха совершенства в кон. 4 в. до н.э. в тв-ве Дексамена. Ювелирные изделия весьма
тонкой работы найдены в Юж. Италии и на Ю. России. Историч. Д.и. пережило свое второе рождение в
*элли-нистическом искусстве, а позже оказало огромное влияние на *византийское искусство, став
колыбелью культуры зап. Европы.