Фортепьяно (pianoforte), клавишно-струнные ^клавиатура) молоточковые инструменты — рояли и пианино.
звук из к-рых извлекается ударами молоточков по струнам. В отличие от *клавесина на Ф. возможен
постепенный переход от piano к forte. Рояль был изобретен Бартоломео Кристофори в 1700 г., но в течение первых пятидесяти лет не пользовался популярностью, т.к. муз.
вкусы не были готовы к его восприятию, к тому же струны нового инструмента имели слабое натяжение. К
1750 г. в рез-те усовершенствований струны стали прочнее и могли выдерживать большее напряжение.
Однако возросшее натяжение струн не позволяло сохранять зазор между колками и декой, в к-ром
перемешались молоточки, ударяя по струнам. Эта проблема была решена в 1825 г., когда А. Бабкок
запатентовал цельную железную раму, но повсеместно применять такое новшество стали только с сер. века.
Пианино было изобретено в кон. 18 в. (независимо друг от друга в дек. 1800 г. Дж.И. Хокинсом и в янв. 1801
г. М. Мюллером). Сначала это был просто рояль с вертикально поставленной декой и тихим звуком. В 1890-
х гг. Джон Бродвуд создал пианино с более громким звуком (одно из них было подарено Бетховену). В 1821
г. С. Эрар изобрел механику с двойной репетицией, к-рая используется и сейчас. Изменения коснулись
также струн и молоточков: изначально их обтягивали кожей, но в 1820 г. ее сменил войлок. Ок. 1870 г. Ф.
обрело совр. форму. В наст, время оно часто имеет три педали: правая поднимает демпферы, обеспечивая
свободную вибрацию струн, что делает звучание громче и полнее, ср. фиксирует в приподнятом состоянии
уже поднятые демпферы, нажатие левой ослабляет звук и изменяет окраску звучания. Совершенствование
инструмента продолжается, особенно преуспели в этой области США и Япония.