Популярное


Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Аалто Алвар
Аалто Алвар (Aalto, Alvar) (1898—1976), финск. архитектор, дизайнер, скульпто...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Готика
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления18.06.2011
Готика (Gothic), стиль в архитектуре и иск-ве, сменивший *романский стиль. Возник во Франции в сер. 12 в., быстро распространился в др. странах, гл.об. в Сев. Европе, где господствовал до 16 в. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итал. *Ренес-санса так называли «варварскую» ср.-век. архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели — готские племена, разрушившие классич. иск-во Римской империи. Г. до сих пор ассоциируется гл. об. с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой (в отличие от закругленной, свойственной романской архитектуре); крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным *контрфорсом, т.е. внеш. опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была изобретением Г. (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной кон- струкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатле- ние легкости и воздушности. Др. характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, явля- ется *ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или по его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры. Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140—44 гг.. аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей иск-в того времени, проводилась перстройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания — крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, к-рые внесли рев. изменения в европ. архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского сгиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В романских соборах окна, напоминавшие щели, прорезались в толстых стенах, в готических увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену. Удивительно, как каменщикам Сугерия удалось с такой смелостью слить воедино все элементы нового стиля. Одно из лучших произв. готического стиля — собор в Шартре начатый в 1194 г., украшенный рельефными скульптурами и цветными *витражами. Однако мн. специалисты полагают, что в архит. отношении значит, выше стоит Амьенский собор, являющийся вершиной франц. Г. Его оконные проемы настолько велики, а каменная кладка так аккуратна и тонка, что стены похожи на прозрачные и почти невесомые занавесы. Позднее франц. Г. приобретает еще большую декоративность. «Лучистая» и «пламенеющая» Г., распространившись почти по всей Европе, во мн. странах приняла своеобразные формы. Нек-рые лучшие готические соборы в Германии (напр., Кельнский) напоминают франц. образцы, но в Сев. Германии существовала ориг. традиция кирпичной кладки церквей в простом, но впечатляющем стиле, называемом «бакштейнго-тик». В Италии Г. гак и не прижилась: итал. церкви того периода (за иск. Миланского собора), как правило, не имеют ажурного декора, многочисл. контрфорсов и остроконечных шпилей; им свойственны простые массивные формы, обширные внутр. плоскости, часто расписанные ^фресками. Отд. вооружения ранней англ. Г. (напр., Кентерберийская капелла) также свидетельствуют о сильном франц. влиянии, но скоро в Англии была выработана собств. традиция. В англ. Г. обычно выделяют три периода (три стиля, различающихся формами декора): *раннеанглийская Г., зародившаяся ок. 1180 г.; ^«украшенная» готика, получившая распространение в кон. 13 в.; * «перпендикулярная» готика, характерная в осн. для 16 в. Перпендикулярный стиль, названный так из-за преобладания вертикальных линий и прямолинейных украшений и отделки, свойствен только Англии. Крупнейшим его памятником является капелла Кингс-колледжа в Кембридже. Англ, архитекторы мастерски владели деревом и камнем: замечательными образцами их тв-ва служат восьмиугольный фонарь собора в г. Или и кровля Вестминстерского собора в Лондоне. В готическом стиле строились и гражд. здания; особенно большой вклад в эту область внесла Бельгия (напр., башня Суконных рядов в Брюгге). Определение «готический» применительно к живописи и скульптуре имеет менее точный, чем в архитектуре, смысл, хотя от- личительным св-вом готических изображений считают большую естественность и изящество. Нек-рые соборы (напр., в Шартре и Реймсе) украшались (особенно по фасаду) великолепными скульптурными ансамблями и *гаргульями, но наиб, типичной для той эпохи была, пожалуй, статуя мадонны с младенцем, иногда из слоновой кости. В поздней нем. Г. вершин красоты и изящества достигла резьба по дереву. Готическая живопись представлена гл.об. иллюстрациями в рукописях и цветными стекл. витражами. Живопись на плоских панелях развивалась как самостоятельное иск-во с появлением стиля, известного под назв. * интернациональ- ная готика. Ее расцвет приходится на рубеж 14 и 15 вв. Среди др. видов иск-ва, к-рыми славился готический период, следует назвать *вышивку и *гобелены.
Здесь можно почитать популярные отзывы о шарфах и выбрать себе подходящие

Время генерации: 0,088 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,025 сек.