Иллюстрация книжная (book illustration), изображение, сопровождающее и дополняющее текст книги.
Первые печатные книги украшались по образцу "'иллюминирования рукописей — на специально
оставленных пробелах для иллюстраций позднее рисовали вручную. К кон. 15 в. в Европе, особенно в
Италии, становится популярным иск-во *гравюры на дереве. Поскольку отпечаток делался с бруска дерева,
толщину к-рого можно было сделать равной высоте литеры, технику такой гравюры было естественно
использовать в И.к. Однако с сер. 16 и до кон. 18 в. предпочтительной была гравюра на меди, позволявшая
пропечатывать более мелкие детали. Цветная печать впервые появилась в 18 в. В 1790-х гг. Томас *Бьюик
ввел в практику гравирование на дереве, и такой технологией И.к. пользовались до кон. 19 в., пока ее не
вытеснил фотомеханич. процесс. Для более дорогих книг применялись *литография и *акватинта. В 20 в.
для иллюстрирования роскошных
изданий мн. известные художники вернулись к старым методам *травления или гравюры на дереве. В
Европе существует давняя традиция издания иллюстрированных книг для детей. Первая такая кн. — «Orbis
Sensualium Pictus» («Мир чувственных вещей в картинках», 1658) — принадлежит перу просветителя-
реформатора, чеха по национальности Яна Амоса Коменско-го (1592—1670). Она состоит из картинок,
иллюстрирующих лат. изречения, переведенные на разл. языки. На протяжении двух столетий книт-а эта
выдержала множество изданий и стала прототипом совр. школьного учебника. В 18 в. популярностью
пользовались азбуки в картинках, и только в 19 к. стали издаваться недидактические книги с цветными
рисунками. Лучшие иллюстрированные детские книги относятся к кон. 19 — нач. 20 в., когда в этой области
успешно работали такие художники, как Джон Тенниел (иллюстрировавший сказки *Кэрролла об Алисе),
Кейт Гринуэй и Беатрис *Пот-тер. Важным событием в развитии П.к. стало появление в США между двумя
мировыми войнами жанра комиксов.