Импрессионизм (Impressionism, франц. impression — впечатление), направление в живописи, зародившееся
во Франции в 1860-х гг. и во мн. определившее развитие иск-ва 19 в. Центр, фигурами этого направления
были *Сезанн, *Дега, *Мане, *Моне, *Писсарро, *Ренуар и *Сислей, и вклад каждого из них в его развитие
уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, ут-
верждали красоту повседневной действительности, простых, демокр. мотивов, добивались живой досто-
верности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент. На-
иб, типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своем т-ве затрагивали и мн. др. те-
мы. Дега, напр., изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар — очаровательных женщин и детей. В
импрессионистских пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто
преображается всепроникающим подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение
праздничности. В отд. при
емах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние яп. гравюры и отчасти
фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни совр. города,
запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Назв.
«И.» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на к-рой экспонировалась картина Моне «Впечатление.
Восходящее солнце» (1872; в 1985 г. украдена из Музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках
Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении
последней только Моне продолжал строго следовать идеалам И. «Импрессионистами» называют также и
художников за пределами Франции, писавших под влиянием франц. И. (напр., англичанин Ф.У. Стир). В
широком смысле термин «И.» применяли по отношению к лит-ре, когда автор предпочитает объективному
описанию выражение собств. впечатления, или к музыке, передающей непосредственное переживание,
неуловимое и скоротечное (напр., произв.*Дебюсси) <*нсоимпрессионизм, * постимпрессионизм).