Индуистское искусство (Hindu art), иск-во и архитектура, подчиненные идеям индуизма. Индуизм обладает
исключительно сложной мифологией. Гл. боги — Шива, бог разрушения и воспроизведения, и Вишну,
охранитель. Каждый из них может принимать разные обличья. Шива часто изображается в виде фаллическо-
го столба (линги), а Вишну появляется в неск. земных воплощениях, наиб, важное из к-рых — Кришна, чьи
жизнелюбивые образы особенно важны в иск-ве Индии. Помимо др. верховных богов, в индуизме насчи-
тывается еще огромное кол-во мелких и местных божеств. Их образы встречаются везде — от придорожных
храмов до крупных паломнических центров. Самые ранние из сохранившихся произв. индуистской
архитектуры относятся к эпохе Туптов, хотя могли существовать еше более ранние дерев, постройки.
Камень был обычным материалом для стр-ва большинства зданий, но известны также случаи использования
кирпича. Гл. особенностью архитектуры стало применение верхних опор и поперечин при отсутствии арок и
сводов. Поверхности стен часто пышно украшались скульптурой. Сердцем индуистского храма обычно
являлся алтарь, где хранилось изображение бога, к-рому он был посвящен; в Сев. Индии принято было
увенчивать храм
го века, а надписи на камнях свидетельствуют о влиянии традиций инд. культуры в Индонезии по крайней
мере с 4 в. н.э. В кон. 7 в. гос-во Шривиджайя, вероятно, с его гл. г. Палембанг на п-ове Южная Суматра,
упоминается в кит. и араб, источниках как крупный торг, центр, контролирующий большую часть морской
торговли; однако от этого времени до нас дошло лишь неск. храмов из кирпича. Бронзовые изображения,
гл.об. буд. богов, — показатель религ. терпимости. Эти скульптуры, похожие на найденные у тайцев того же
периода, частично отражают стиль династии Паллавов в Юж. Индии. Культура о-ва Ява расцвела в 8 в., с
началом правления династии Шайлендров (ок. 775—856), покровителей буддизма, сохранявших тесные
связи с Паллавами в Зап. Индии. Гл. наследие Шайлендров — «храм-гора» Боробудур (ок. 800), гран-
диознейший из дошедших до нас памятников буддизма и одно из величайших мест религ. поклонения в
мире. Это ступенчатая пирамида на квадратной платформе, возносящая восемь своих террас к ступе.
Боробудур и др. центр.-яванские буд. храмы украшены декор, ч сюжетными рельефами и статуями, гл.об.
изображающими Будду и сопровождающих его бодхисатв ^буддийское искусство). Сохранились и
небольшие метал, изваяния, в осн. бронзовые, но также и из благородных металлов, следующие традициям
монументальной скульптуры. С сер. 9 в. господствующей религией, очевидно, стал индуизм, о чем
свидетельствует огромныйбашнеподобной постройкой (шикхара), а в Юж. — сравнительно небольшой (вимана). Позади алтаря на-
ходился окруженный колоннами зал (мантапам), где собирались верующие. Храмовые постройки обычно
располагались во внутр. дворе, где могли находиться и второстепенные храмы, в т.ч. посвященные супруге
божества. Вход во двор закрывали ворота, защищенные башнями (*гопура), а неподалеку помещался сосуд с
водой для ритуальных омовений. Как и буддисты, индуи-сты часто строили храмы в скалах, как, напр., в
Эллоре (*Эллоры пещеры), где насчитывается 34 высеченных в скале храма. Скульптурные украшения
индуистских храмов (как в *Кхаджурахо) часто исключительно эротичны, *митхуна (совокупляющаяся
пара) — постоянно повторяющийся их мотив. Сексуальные отношения рассматривались как проявление
божественной силы и путь, на к-ром один человек благодаря союзу с др. может преодолеть собств.
ограниченность. Великая эпоха И.и. закончилась в 17 в., когда преобладающее худ. влияние обрела
исламская культура, однако при дворах Сев.-Зап. Индии еще распускались последние изысканные цветы
индуистской живописи (*раджпутская живопись).