Исламское искусство и архитектура (Islamic art and architecture), худ. тв-во народов, исповедующих ислам
— религию, возникшую в нач. 7 в. н.э. на Аравийском п-ове и распространившуюся с огромной скоростью.
И.и. и а. обнаруживают в своем развитии неск. региональных, этнич. и полит, влияний. Тем не менее они
подчинены единому канону в декор, употреблении араб, букв и геом. орнамента и следуют религ.
требованиям. На протяжении истории в И.и. и а. развивались разл. школы, определявшие соответствующие
стили, но религ. архитектура с ее набором об-
разцов неизменно претендовала на универсальность. Центр исламской жизни — мечеть, или масджид («ме-
сто поклонения»), где собираются прихожане. Примером ранней архитектуры мечети является дом Мухам-
меда в г. Медина, построенный после приезда пророка из Мекки в 622 г. н.э. как место для встреч и от-
правления обрядов. Это укрепленный дом, в целях безопасности выходящий окнами во внутр. двор, с ве-
рандой для уединения по сев. и юж. сторонам и жилыми комнатами на зап. Когда кол-во верующих увели-
чилось, веранду расширили, добавив больше колонн, а позже этот тип постройки развился в многоколонную
мечеть с аркадами по трем сторонам открытого двора. Когда прихожане читают молитву, обратясь лицом к
Мекке, важным становится обозначение этого направления в мечети по михрабу, изысканно украшенной
нише в соответствующей стене, первоначально сооруженной в мечети Медины (707—09). Минарет —
непременный атрибут мечети — впервые появился на мечети Амра (Каир, 673 г.) для созыва молящихся;
место для ритуального омовения часто сооружается вне гл. мечети. Важный, но не обязательный элемент
мечети — купол, или кубба, имеющий особую важность как символ небес и божественности, особенно в
мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (685—91), построенной при Омейядах на месте, с к-рого Мухаммед
предпринял «мираж» (ночное путешествие) к небесам, и ставшей вторым местом паломничества. В
стамбульских мечетях времен Османской империи купол становится очень заметным под влиянием визант.
храма Св. Софии. Распространенный тип постройки в исламском мире — дом с четырьмя айванами. Айван,
заимствованный из архитектуры Сасанидов, представляет собой квадратную или прямоугольную комнату,
полностью открытую с одной стороны, с широкой, эллиптически изогнутой крышей, четыре конца к-рой
обычно расположены по сторонам открытого двора. В стр-ве медресе (религ. школ), мечетей и жилых домов
применялся крестообразный план. В мечетях два противолежащих айвана образуют вход в зал для
молящихся. Боковые айваны обычно используются для обучения и особенно не выделяются. В иранских
мечетях гл. айван часто сочетается с высокими, покрытыми черепицей прямоугольными строениями с
минаретами по бокам. Сами медресе в исламском мире становились инструментом проведения гос.
политики Сельджуков и Айюбидов. Сохранившиеся примеры архитектуры медресе — Мустансирия
(Багдад, 1234 г.) и Индже Минар (Ко-нья, 1258 г.). Ислам хотя и не поощряет надгробных памятников, их
стр-во тем не менее широко практиковалось, примером чему служит восьмиугольный мавзолей Куббат ас-
Сулайбия (862), построенный в Са-марре для халифа из династии Аббасидов. Мавзолеи Центр. Азии,
квадратные, из кирпича, с куполом, такие, как над усыпальницей династии Саманидов в Бухаре, были тур.
по происх. В Иране, завоеванном Сельджуками, стали популярны круглые, желобчатые и многоугольные,
часто закрытые гробницы-замки, как, напр., массивная, увенчанная куполом гробница султана Ольджейту в
Сольтание (1305—13). Влияние сельджукской архитектуры угадывается в мавзолеях *Тимуридов и Великих
Моголов (*сельджукское искусство, *Тимуридов искусство). В Каире при мамлюках мавзолеи с куполом
часто строили из благочестивых побуждений, обычно в черте города. В Коране нет спец. запрета на
изображения человека, но традиция их никогда не допускала, и они не встречаются в зданиях религ.
назначения. Стены Мшатты (744), крепости Омейядов в Сирии, украшены фризами с изображениями переплетающихся виноградных лоз и жи-
вотных, но их нет там, где крепостные стены переходят в наружные стены мечети. Издавна украшения ме-
чети были сведены к цветочному, геом. и каллигра-фич. орнаментам, как в Куббат ас-Сахре. В ранней
монетной системе Омейядов использовались визант. и сасанидские образцы, однако они были запрещены
при денежной реформе 696 г. Этот запрет сохранял свою силу вплоть до 19 в. В тргдиц. И.и. и а. можно
выделить три гл. периода развития. Первый — клас-сич. наследия — связан с заимствованиями у Сасанидов
(*персидское искусство), из классич. и визант. эпох в Сирии, Месопотамии и Испании (напр., мозаика,
мраморное покрытие стен, лепнина и стенная роспись в замке Омейядов Хирбет аль-Мафджар, ок. 743).
Второй период отмечен вост. влиянием турок Центр. Азии и Ирана до и во время господства Сельджуков.
Тур. влияние заметно уже в иск-ве *Аббаси-дов, напр, в изображении сидящих фигур на монохромных
люстровых изделиях (*люстровая керамика) и стиле резьбы. Третий период И.и. и а. характеризуется
введением цвета. В Испании, Сев. Африке и Сирии в ар-хит, целях использовали окрашенный камень, а в
Персии и Центр. Азии эпохи правления Сельджуков появилась цветная черепица и мозаика из нее. После
нашествия монголов в 13 в. по всему исламскому миру, особенно в Египте и Иране, ощущалось сильное
влияние Китая, наиб, заметное в миниатюре и керамике. Европ. влияние стало ощущаться с 16 в., гл.об. в
живописи. В декор, иск-вах по-прежнему доминировали традиц. стили и техники, но в 19 в. И.и. и а. в целом
переживали упадок. В 20 в. в архитектуре преобладал заимствованный зап. стиль, но 1970-е гг. отмечены
протестом против такого «эстетич. империализма», вытесняющего нац. традиции как в культурном, так и в
функциональном смысле. Иностр. архитекторы, работающие в исламских странах, с недавних пор пытаются
привести к гармонии зап. и вост. традиции. Особенную активность на Бл. Востоке проявила компания
*«Скидмор, Оуингс энд Меррилл». Один из наиб, замечательных ее проектов — предназначенный для со-
вершающих хадж паломников терминал Международного аэропорта в Джидде, построенный в нач. 1980-х
гг. (*исламская керамика, *исламское декоративное искусство, *исламская миниатюра).