Популярное


Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Аалто Алвар
Аалто Алвар (Aalto, Alvar) (1898—1976), финск. архитектор, дизайнер, скульпто...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Исламское искусство и архитектура
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления08.07.2011
Исламское искусство и архитектура (Islamic art and architecture), худ. тв-во народов, исповедующих ислам — религию, возникшую в нач. 7 в. н.э. на Аравийском п-ове и распространившуюся с огромной скоростью. И.и. и а. обнаруживают в своем развитии неск. региональных, этнич. и полит, влияний. Тем не менее они подчинены единому канону в декор, употреблении араб, букв и геом. орнамента и следуют религ. требованиям. На протяжении истории в И.и. и а. развивались разл. школы, определявшие соответствующие стили, но религ. архитектура с ее набором об- разцов неизменно претендовала на универсальность. Центр исламской жизни — мечеть, или масджид («ме- сто поклонения»), где собираются прихожане. Примером ранней архитектуры мечети является дом Мухам- меда в г. Медина, построенный после приезда пророка из Мекки в 622 г. н.э. как место для встреч и от- правления обрядов. Это укрепленный дом, в целях безопасности выходящий окнами во внутр. двор, с ве- рандой для уединения по сев. и юж. сторонам и жилыми комнатами на зап. Когда кол-во верующих увели- чилось, веранду расширили, добавив больше колонн, а позже этот тип постройки развился в многоколонную мечеть с аркадами по трем сторонам открытого двора. Когда прихожане читают молитву, обратясь лицом к Мекке, важным становится обозначение этого направления в мечети по михрабу, изысканно украшенной нише в соответствующей стене, первоначально сооруженной в мечети Медины (707—09). Минарет — непременный атрибут мечети — впервые появился на мечети Амра (Каир, 673 г.) для созыва молящихся; место для ритуального омовения часто сооружается вне гл. мечети. Важный, но не обязательный элемент мечети — купол, или кубба, имеющий особую важность как символ небес и божественности, особенно в мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (685—91), построенной при Омейядах на месте, с к-рого Мухаммед предпринял «мираж» (ночное путешествие) к небесам, и ставшей вторым местом паломничества. В стамбульских мечетях времен Османской империи купол становится очень заметным под влиянием визант. храма Св. Софии. Распространенный тип постройки в исламском мире — дом с четырьмя айванами. Айван, заимствованный из архитектуры Сасанидов, представляет собой квадратную или прямоугольную комнату, полностью открытую с одной стороны, с широкой, эллиптически изогнутой крышей, четыре конца к-рой обычно расположены по сторонам открытого двора. В стр-ве медресе (религ. школ), мечетей и жилых домов применялся крестообразный план. В мечетях два противолежащих айвана образуют вход в зал для молящихся. Боковые айваны обычно используются для обучения и особенно не выделяются. В иранских мечетях гл. айван часто сочетается с высокими, покрытыми черепицей прямоугольными строениями с минаретами по бокам. Сами медресе в исламском мире становились инструментом проведения гос. политики Сельджуков и Айюбидов. Сохранившиеся примеры архитектуры медресе — Мустансирия (Багдад, 1234 г.) и Индже Минар (Ко-нья, 1258 г.). Ислам хотя и не поощряет надгробных памятников, их стр-во тем не менее широко практиковалось, примером чему служит восьмиугольный мавзолей Куббат ас- Сулайбия (862), построенный в Са-марре для халифа из династии Аббасидов. Мавзолеи Центр. Азии, квадратные, из кирпича, с куполом, такие, как над усыпальницей династии Саманидов в Бухаре, были тур. по происх. В Иране, завоеванном Сельджуками, стали популярны круглые, желобчатые и многоугольные, часто закрытые гробницы-замки, как, напр., массивная, увенчанная куполом гробница султана Ольджейту в Сольтание (1305—13). Влияние сельджукской архитектуры угадывается в мавзолеях *Тимуридов и Великих Моголов (*сельджукское искусство, *Тимуридов искусство). В Каире при мамлюках мавзолеи с куполом часто строили из благочестивых побуждений, обычно в черте города. В Коране нет спец. запрета на изображения человека, но традиция их никогда не допускала, и они не встречаются в зданиях религ. назначения. Стены Мшатты (744), крепости Омейядов в Сирии, украшены фризами с изображениями переплетающихся виноградных лоз и жи- вотных, но их нет там, где крепостные стены переходят в наружные стены мечети. Издавна украшения ме- чети были сведены к цветочному, геом. и каллигра-фич. орнаментам, как в Куббат ас-Сахре. В ранней монетной системе Омейядов использовались визант. и сасанидские образцы, однако они были запрещены при денежной реформе 696 г. Этот запрет сохранял свою силу вплоть до 19 в. В тргдиц. И.и. и а. можно выделить три гл. периода развития. Первый — клас-сич. наследия — связан с заимствованиями у Сасанидов (*персидское искусство), из классич. и визант. эпох в Сирии, Месопотамии и Испании (напр., мозаика, мраморное покрытие стен, лепнина и стенная роспись в замке Омейядов Хирбет аль-Мафджар, ок. 743). Второй период отмечен вост. влиянием турок Центр. Азии и Ирана до и во время господства Сельджуков. Тур. влияние заметно уже в иск-ве *Аббаси-дов, напр, в изображении сидящих фигур на монохромных люстровых изделиях (*люстровая керамика) и стиле резьбы. Третий период И.и. и а. характеризуется введением цвета. В Испании, Сев. Африке и Сирии в ар-хит, целях использовали окрашенный камень, а в Персии и Центр. Азии эпохи правления Сельджуков появилась цветная черепица и мозаика из нее. После нашествия монголов в 13 в. по всему исламскому миру, особенно в Египте и Иране, ощущалось сильное влияние Китая, наиб, заметное в миниатюре и керамике. Европ. влияние стало ощущаться с 16 в., гл.об. в живописи. В декор, иск-вах по-прежнему доминировали традиц. стили и техники, но в 19 в. И.и. и а. в целом переживали упадок. В 20 в. в архитектуре преобладал заимствованный зап. стиль, но 1970-е гг. отмечены протестом против такого «эстетич. империализма», вытесняющего нац. традиции как в культурном, так и в функциональном смысле. Иностр. архитекторы, работающие в исламских странах, с недавних пор пытаются привести к гармонии зап. и вост. традиции. Особенную активность на Бл. Востоке проявила компания *«Скидмор, Оуингс энд Меррилл». Один из наиб, замечательных ее проектов — предназначенный для со- вершающих хадж паломников терминал Международного аэропорта в Джидде, построенный в нач. 1980-х гг. (*исламская керамика, *исламское декоративное искусство, *исламская миниатюра).
Здесь можно почитать популярные отзывы о шарфах и выбрать себе подходящие

Время генерации: 0,046 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,015 сек.