Испанская литература
Добавил статью Кирилл
Дата добавления08.07.2011
|
Испанская литература (Spanish literature). Первым значит, памятником И.л. была эпич. поэма «Песнь о
моем Сиде», созданная в 12 в. В 13 в. возникло и вскоре стало господствующим в И.л. схоластическое,
клерикальное направление, представленное, напр., поэмой «Книга об Аполлонии» и религ. поэзией Гонзало
де Берсео (1195—1268). Последним крупным поэтом Средневековья и первым предвестником эпохи
Возрождения был Хуан Руис (1283— 1350), автор поэмы «Книга благой любви». В кон. 14 в., и особенно в
15 в., в Испании стали исключительно популярны баллады романсерос, зародившиеся в Кастилии. Этот
жанр отошел на второй план лишь в сер. 16 в. На протяжении же всего 15 в. в Ис-
пании наблюдался расцвет рыцарской традиции, т.е. поэзии, созданной по образцу итал. лирики. Ее осно-
воположниками были Лопес де Мендоса (1398—1458) и Хуан де Мена (1411—56). Воздействие итал. гума-
низма и открытие мира классики ускорили наступление золотого века И.л. (1500—1681), отмеченного бо-
гатством и разнообразием талантов. Ведущие поэты того времени Хуан Боска (1474—1542) и Гарсиласо де
ла Вега (1503—36) были учениками *Петрарки. Примечательными образцами дидактической прозы можно
назвать романы братьев-близнецов Валь-дес — Альфонсо (1490—1532) и Хуана (1490—1541). Короткое
реалист, произв. неизвестного автора «Ла-сарильо из Тормеса» стало одним из ярких образцов нового жанра
плутовского романа (*авантгорный роман). Впоследствии в этом жанре были написаны и др. романы, напр.
«Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» Алемана-и-де-Энеро (1547—1614) и «История жизни
пройдохи по имени дон Паблос» (1626) Кеведо-и-Вильегаса (1580—1645). К др. проза-ич. жанрам И.л. 16 в.
относится пастораль, лучшим образцом к-рой является «Диана» (1559) Хорхе де Монтемайора (1519—61).
*Сервантес, писавший также стихи и пьесы, вошел в историю лит-ры как выдающийся романист эпохи. Его
«Дон Кихот» предопределил развитие всей совр. европ. прозы. В тв-ве великих мистиков Терезы Авильской
и Хуана де ла Крус преобладала религ. тематика. Лопе де *Вега и Тирсо де Молина (1580—1648) своими
драмами и комедиями прославили исп. театр. Последним из плеяды великих исп. драматургов был
Кальдерой де ла Барка. Со 2-й пол. 17 в. в И.л. начинается заметный спад. Характерной особенностью этого
периода стали причудливость образов и поиски экстравагантных форм, ощутимые в поэзии Гонгоры и
Кеведо. В 18 в. упадок И.л. обозначился еще сильнее, и, не считая драматургии Леандро Фернандеса де
Моратина (1760—1828), в ней не было создано ничего значит. В 19 в. одним из наиб, видных исп.
литераторов был сатирик Марьяно Хосе де Ларра (1809—37). Среди поэтов-романтиков самыми заметными
были Хосе де Эспронседу (1808—42) и Хосе Соррилья-и-Мораль (1817—93), написавший мелодраму в семи
действиях «Дон Хуан Тенорио» (1844), в к-рой дано своеобразное истолкование легенды о Дон Жуане.
Импрессионистские (*импрессионизм) проза и стихи Густаво Адольфо Беккера (1837—71) относятся к
высшим лит. достижениям 19 в. Во 2-й пол. столетия в исп. прозе начинают доминировать реалист, и
натура-листич. произв. Таковы романы Аласа-и-Уреньи (1852—1901) и крупнейшего прозаика той поры Пе-
рес Гальдоса (1843—1920). В нач. 20 в. в И.л. пришли новые писатели, т.н. «Поколение 98-го», в осн. при-
верженцы *модернизма, резко изменившие эстетику прошлых десятилетий. На стиль совр. исп. поэзии
большое воздействие оказал никарагуанский поэт Дарио. Ведущим прозаиком, эссеистом и философом этой
плеяды был *Унамуно, а драматургом — *Ва-лье-Инклан. Значит, вклад в новейшую И.л. внесли писатели
1920-х гг. — Хименес и особенно * Гарсия Лорка. После Гражданской войны 1936—39 гг. мн. исп. писатели
были вынуждены эмигрировать и неск. десятилетий жили на чужбине. Из оставшихся в стране наиб,
известны талантливый прозаик, лауреат Нобелевской премии 1988 г. Камило Хосе Селу (род. 1916 г.) и
драматурги Альфонсо Састре (род. 1926 г.) и Антонио Буэро Вальехо (род. 1916 г.). Конец диктатуры
Франко (1975), восторженно встреченный исп. общественностью, стимулировал подъем И.л.