Кельтское искусство (Celtic art), иск-во древн. народов Центр, и Зап. Европы, населявших Британию.
Францию, часть Испании, Германии и Чехии. Римляне называли их галлами. Характерный тип К.и., развив-
шийся в 5 в. до н.э.— 1 в. н.э. и названный латенской культурой (по отмели Латен у Невшательского оз. в
Швейцарии), нашел свое выражение гл.об. в метал, украшениях. В этом виде иск-ва кельты достигли необы-
чайного мастерства. Бытовая утварь, оружие, доспехи, ювелирные изделия инкрустировались золотом и
бронзой. Мотивы заимствовались из мн. источников, но местные мастера значит, перерабатывали их,
превращая в абстрактные геом. и спиральные узоры, часто сочетая со стилизованными зооморфными
формами. Человеческие фигуры встречаются реже и всегда изображаютсядовольно условно. Рим. завоевание привело к растворению местных видов иск-ва. и кельтская традиция
лучше всего сохранилась за пределами Римской империи, на окраине Европы, особенно в Ирландии, к-рая
после ухода в 5 в. римлян из Британии подверглась кельтскому влиянию. Работа по металлу пришла в
упадок, но с обращением Ирландии в христианство расцвело иск-во *иллюминирования рукописей;
письменный текст стали украшать замысловатыми решетчатыми бордюрами. Самая знаменитая из
подобных ирл. рукописей — «Евангелие из Келса» (ок. 800). Следует отметить и «Линдисфарнское
евангелие» (ок. 700), написанное и иллюминированное в одноименном монастыре в Нор-тумбрии. Наиб,
известный образец кельтской скульптуры — вертикально стоящие каменные кресты (встречаются лишь в
Британии и Ирландии), украшенные резьбой, в к-рой христ. сюжеты соседствуют с языч. декор, мотивами.
Кельтская традиция, подвергнувшаяся скандинавскому влиянию, продолжала развиваться в Ирландии до 12
в. После англо-норманнского вторжения 1170 г. страна оказалась в сфере *романского искусства. Однако
кельтские орнаментальные мотивы можно проследить вплоть до 14 в.