Лакировка (lacquerwork), техника покрытия изделий из дерева, металла или из папье-маше слоями глазури,
называемой лаком, создающая твердую, блестящую и прочную поверхность. Л. возникла в Китае и является
древн. ремеслом; сохранились отд. фрагменты, относящиеся к 7 в. до н.э. Особенно широкое
распространение Л. получила в эпоху Ханьской династии (206—220 гг. до н.э.). Чаши и вазы, мебель
покрывали соком лакового дерева, просушивали и украшали рельефной резьбой. Китай и Япония тщательно
хранили богатейшие традиции произ-ва лаковых изделий преимущ. в красном и черном цветах. На Востоке
для изготовления лака использовалась смола сандарика, очищенная путем фильтрования и нагрева. Глазурь
накладывали неск. слоями, причем каждый из них должен был высохнуть и затвердеть, после чего
наносился следующий. Блестящую, отполированную до зеркального блеска поверхность украшали разл.
узорами. Наиб, знаменита рельефная многоплановая резьба, инкрустация перламутром, серебром и
тончайшая золотая роспись по черному фону. В Индии, напр., была распространена яркая полихромная
роспись (птицы, цветы) по золотому фону. Прибл. с 17 в. такие изделия, как шкатулки, табакерки, ширмы,
инкрустированная мебель, стали в большем количестве ввозить в Европу, и — как это произошло с
фарфором. — здесь начало развиваться произ-во лаковых изделий по вост. образцам. В кач-ве заменителя
сока деревьев использовали воскоподобное в-во — шеллак, выделяемое тропическими насекомыми из рода
лаковых червецов и растворяемое в спирте. В Европе Л. вошла в моду в 18 в. и использовалась для укра-
шения мебели и др. изделий из дерева, а также разл. метал. предметов — чайников, подносов и пр. В Америке. где эта мода также получила распространение, такие
изделия из металла называются toleware (от франц. tole — «листовой металл»). Расцвет лаковой живописи в
России начался в 19 в. в селе Палех (Ивановская обл.) — самом известном старинном центре миниатюрной
живописи.