Латиноамериканская музыка (Latin American music), музыка Лат. Америки, историч. сформировавшаяся
на основе индейского (*американских индейцев музыка), европ. и африк. (*афро-американская музыка в
Юж. Америке) источников. Воздействие каждого из них проявляется в разл. р-нах по-разному, в зависимос-
ти от уровня индейской культуры, числ. негр, населения и др. Индейские традиции доминируют в высокогорных р-нах, напр, в Мексике и Перу. Африк. тради-
ции выражены сильнее в Карибском бассейне и Бразилии. Эти три генетических корня четко прослеживают-
ся в нар. музыке Лат. Америки, в к-рой можно выделить соответственно музыку индейскую, креольскую и
афроамериканскую. В колон, период {16 — нач. 19 в.) гл. сферой муз. тв-ва была церк. музыка, преобладали
культовые полифонические формы (*полифония). Выдающимися представителями этого времени были ис-
панцы: Хуан Гутьеррес де Падилья (1605—73) из Пуэб-лы (Мексика) и Гутьеррс Фернандес Идальго (1553 -
ок. 1620). Среди индейских музыкантов выделяется Дон Хуан де Лиенас (ок. 1620—50), творивший в
Мехико. Идеальной сценой для исполнения церк. музыки стали католич. храмы и соборы во всех крупных
городах. Постепенно все большее распространение получали также исп. светские жанры, напр, вильянсикос.
с исполнением нар. танцев и песен. Немало вильянсикос сочинил Хуан де Араухо (1646—1712). В 18—19
вв. одним из важнейших жанров становится опера. Первая опера Нового Света «Пурпурная роза»
Торрехон-и-Веласко
(1676—1728), была поставлена в 1701 г. В это же время начинается повсеместное стр-во театров, в т.ч. опер-
ных, развитые сценич. традиции были предметом особой гордости латиноамериканцев. В нач. 20 в. возника-
ет тенденция осмыслить нац. фольклор, выйти за рамки
подражания европ. образцам. Латиноамер. композиторы успешно соединили в своем тв-ве нац. особенности
и передовые достижения европ. муз. техники: так. мексиканец Карл ос Чавсс (1899—78) использовал индей-
ские сюжеты, а его соотечественник Хосе Пабло Мон-кайо (1912—58) писал оркестровые произв. на основе
элементов нар. музыки. Совр. муз. произв. композиторов Лат. Америки характеризуются неравномерностью
развития, противоречивостью худ.-эстетич. тенденций. Один из самых выдающихся композиторов Лат. Аме-
рики 20 в. - *Вила-Лобос. В его тв-ве традиц. браз. ритмы и мелодии сочетаются с элементами, присущими
европ. классич. музыке. Аргентинец Альберто Хинасте-ра (1916—83) использовал в своих произв. как
местные индейские традиции, так и достижения европ. композиторов, напр. *Бартока. Инструментарий
включает как инструменты европ. происх.. напр, гитару и ее много-числ. разновидности, распространенные
по всей Лат. Америке, в частности *куатро или *чаранго, так и нац. -- разл. вертикальные барабаны (бата,
бембе, юка), погремушки марака (или гуиро), трещетки реко-реко и др.