Неоклассицизм (Neoclassicisip). эстетич, направление, господствовавшее в евро л. иск-ве в кон. 18 — нач.
19 в., к-рому было присуще обращение к традициям античности, и отличавшееся от классицизма 17 — нач.
18 в. Во Франции в рамках Н. возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и *ам-пир; в Англии
— стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле. Гл. представителем в Германии был Дж.Дж.
Уинкельман, а во Франции — Антуан Катрмср де Кэнси, чья кн. «Очерки о природе и средствах подражания
в изобразительном искусстве» была издана на англ. яз. в 1837 г. Наиб, ярко Н. проявился, видимо, в
архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама и Джона *Нэшей, Александра Томпсона в
Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, *Леду во
Франции и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Н, следует назвать Жака Анжа Габриеля, сплани-
ровавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным при-
мером «аттики» во франц. архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть *Суфло, к-рый внес элементы новой
эстетики в планы реконструкции Парижа. В живописи это был А.Р. *Менгс, оказавший влияние на Бен-
джамина *Уэста (США), Гэвина Гамильтона (Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида
(Франция). Среди скульпторов, тв-во к-рых имело широкий резонанс, можно назвать *Канову, *Тор-
вальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и *Флаксмена. Н. нашел сторонников в США, в лице
скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина. В декор, иск-ве с
утверждением Н. было покончено с орнаменталисти-кой *рококо; возобладали строгая осевая симметрия и
преимущ. классич. мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных из-
делий, посуда и внутр. и мебельный декор также испытали влияние неоклассич. тенденций. Пик моды на
произв. из керамики и серебра, выполненные в духе Н., пришелся на период прибл. с 1770 по 1820 г. В это
время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные «базальтовые» изделия, прекрасно гармонировав-
шие с неоклассич. интерьером. Романтич. интерес к ср.-век. формам и изобретательности, в какой-то сте-
пени навеянным лит-рой, вылился в готическое возрождение (*неоготический стиль), пришедшее на смену
Н. В музыке Н. — это стиль, к-рый в осознанной и, как правило, иронич. манере воспроизводит технику и
формы произв. более ранних периодов. Термин в первую очередь характеризовал тв-во композиторов нач.
20 в., отвергших романтич. эмоциональность предшественников кон. 19 в., напр. Вагнера, и обращавшихся к
произв. 17-—18 вв. как источнику вдохновения. Влияние неоклассич. партитур *Стравинского
прослеживается в тв-ве мн. композиторов, живших в Париже в период между войнами, среди к-рых можно
выделить *Пуленка, *Муртину, *Хонеггера, *Шима-новского и *Копленда. В Германии ведущим предста-
вителем Н. был *Хиндемит, написавший ряд концертов и камерных произв., отличавшихся мощью и на-
правленностью, чуждыми парижской музыке того периода. Н. в лит-ре возник еще раньше (16 в.), по срав-
нению с др. видами иск-ва, благодаря тому, что достоянием об-ва стали произв. античности (в первую очередь Аристотеля и Торация). О расцвете Н. в кон. 17 в. во Франции свидетельствует прежде всего в тв-во
*Расина и *Буало, а в Англии — это представители *августовского века, правда, проявившие себя не столь
ярко. Рекомендуя подражать греч. и рим. образцам, неоклассич. доктрина благоволила к классич. по-этич.
*жанрам: *трагедии, эпической поэме, элегии, стихотворным посланиям и *сатире.