Нотация (нотное письмо) (notation), любая система записи музыки с помощью спец. графич. знаков. Если
не считать нар. музыки, то зап. мир всегда рассматривал муз. произв. как рез-т уникального созидательного
акта, совершаемого композитором, и оставлял исполнителю второе место как интерпретатору,
действующему в соответствии с более или менее точной Н. Во мн. др. культурах положение совершенно
иное. Там акцент ставился (и продолжает ставиться) на способности исполнителя к созданию утонченной и
высоко организованной импровизации. Хотя нек-рые части муз. произв. можно заучить, конечный эффект
зависит от его творч. способностей, проявляемых в каждый момент. В такой ситуации Н. не очень нужна,
поскольку музыка всегда создается заново. В зап. об-вс такой подход к сочинению принят в * джазе;
впрочем,нек-рые композиторы-авангардисты используют этот метод в своих алеаторических сочинениях ^алеато-
рика). Первые попытки записи западносвроп. музыки датируются 7 в., но вплоть до 11 в. сколько-нибудь
эффективную систему изобрести не удавалось (*соль-мизация). Способ, унаследованный от древн. греков,
состоял в том, что каждой ноте присваивали одну из букв алфавита, чтобы напомнить исполнителю об уже
выученном наизусть. Более полезным оказалось введение невм — знаков, к-рые ставились над словесным
текстом муз. произв. и означали изменение высоты звука. Постепенно невмы усложнялись, нек-рые
употреблялись для фиксации опред. групп нот; они сохранились поныне для обозначения трелей. След. шаг
был предпринят в 10 в.: невмы стали помещать на разл. расстояниях над словами в соответствии с относит,
высотой нот, что позволило грубо зафиксировать контур мелодии. Затем для выделения одной, опред. ноты
в невмы была добавлена горизонтальная линия. Невмы, расположенные над ней, изображали более высокие
ноты, по сравнению с находящимися под нею. Первая линия, красная, была проведена для тона фа, вторая,
желтая, — для до; затем появились еще две линии, и так образовалось нотное поле из четырех линеек.
Каждая из к-рых как и пространство между ними, предназначались для опред. нот. Сегодня мы пользуемся
таким же полем, хотя теперь оно состоит из пяти линеек и называется «нотоносцем», или «нотным станом».
Не полагаясь больше на разноцветные линии, мы добавили также к одной из линеек *ключ, чтобы
установить ее тональность. Оставалось только получить информацию об относит, длительности нот.
Простые невмы начали менять форму; у одних появились «головки» и «хвостики», др. стали квадратными
или ромбическими. Это были предшественники наших четвертей и восьмых. Были введены новые знаки, в
т.ч. диезы и бемоли, ставящиеся перед нотой и ука-
зывающие на необходимость повысить или понизить ее на полутон. Ранее эти знаки именовались musica
ficta (лат. — ложная музыка) и употреблялись для того, чтобы пропустить нек-рые «неудобные» интервалы
в мелодической линии. Позднее они превратились в ключи тональной музыки (*тональность) и знаки
альтерации, употреблявшиеся в тех случаях, когда развитие муз. темы вступает в противоречие с
предыдущим ключом. Разделение муз. произв. на такты одинаковой длительности было введено в кон. 15 в.
Первоначально такты употребляли в хоровых партитурах, чтобы показать, как сочетаются друг с другом
разл. *голоса. В 20 в. композиторы были вынуждены изобретать доп. знаки, чтобы демонстрировать новые
способы игры на муз. инструментах и иные типы звучания (естсств. и электронного). Часто музыкантам
приходится заново учить Н. в каждой новой партитуре, прежде чем браться за ее исполнение. Однако Н. —
лишь канва музыки. Только способность исполнителя к адекватной интерпретации делает ее живой.