Популярное


Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Аалто Алвар
Аалто Алвар (Aalto, Alvar) (1898—1976), финск. архитектор, дизайнер, скульпто...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Опера
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления03.09.2011
Опера (opera), жанр муз.-драм, иск-ва. Муз. сопровождение использовалось еще в античной драме. Мысль о передаче сюжета только с помощью слов и музыки возникла в самом кон, 16 в. В это время во всех странах Европы вырабатывались принципы нового типа муз.-драм. спектакля. Успеха в этой области добилась груп- па поэтов, музыкантов и ученых -- «Флорентийская ка-мерата», созданная в 1580 г. Они, в частности, стремились возродить принципы античного муз. иск-ва, выступали за возобновление др.-греч. трагедии на основе монодического склада (*монодия). У них родилась идея создания нового муз.-театр, жанра, к-рый назвали «драма на музыке», основанного на сочетании сценич. действия с сольным пением. Первый и наиб, яркий дошедший до нас образец — «Эвридика» (1600). Музыка принадлежит Джулио Каччини (ок. 1545— 1618) и Яко-по Пери (1561 — 1633), слова (либретто) — Оттавио Ри-нуччини (1562—1621). Созданные в простой монодиче-ской манере, эти первые О., ставившиеся в частных театрах, были не более чем драмами, пересказанными мелодичной речью (речитатив), где гл. требованием была ясность декламации. Гениальный оперный композитор Монтеверди превратил О. в синтетич. вид иск-ва. В своей первой О. «Орфей» (1607) он положил начало вокалу: дополнил речитативы инструментальными интерлюдиями, хорами, *ариями, дуэтами и балетом, стремясь создать «взволнованный стиль» для выражения драм, эмоций и придать произв. подлинное муз. единство. В течение след, десятилетий О. завоевала популярность, начали открываться спец. оперные театры (первый открылся в Парме в 1618 г.). К крупнейшим представителям венецианской школы относится ученик и продолжатель традиций Монтсвсрди Кавалли. Тенден- ция к усилению мелодического начала и кристаллизация форм выражалась в более длинных ариях, особенно в арии da capo. Во Франции О. завоевывала популярность не сразу. Первым оперным композитором был *Люлли. Он создал жанр лирич. трагедии — героико-трагич. О. с простыми либретто, большим кол-вом хо- ров и более сдержанной вокальной манерой, чем в итал. О. Героич. трагедия (*Рамо), в основе к-рой *опе- ра-балет, — так можно определить стиль франц. О. до сер. 18 в. В Риме в нач. 18 в. был выработан стройный и законченный тип оперы-сериа («серьезной оперы»). Самым известным либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио (1698—-1782). Вскоре опера-сериа распространилась по всей Европе, за иск. Франции. Неск. лучших произв., созданных в жанре опера-сериа, были написаны в Лондоне Генделем. Поскольку либ- ретто этих произв. не допускали никаких комич. элементов, получили развитие альтернативные оперные формы. Мн. из них скорее относились к жанру *оперет-ты. В Италии возникла опера-буфф, обладавшая значительно большим разнообразием стилей и форм. Коренная муз.-драм, реформа была осуществлена Глюком, худ. принципы к-рого сложились под влиянием идей нем. и франц. Просвещения. Начал он се оперой «Орфей и Эвридика» совместно с поэтом Раньеро де Каль-цибиджи. Ария da capo уступила место серьезным вокальным партиям, оркестр стал играть более важную роль; надлежащее место заняли хор и танец; более того, сюжет отражал драму подлинных человеческих отношений. Вершиной оперного иск-ва 15 в. стало тв-во *Моцарта, к-рый синтезировал достижения разл. муз. школ и создал яркие, убедительные образы в О. «Идо- мепей, царь критский, или Илия и Идомант» (1781). В таких О., как «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787). его муз. гений оказался непревзойденным. После Моцарта разница между оперой-ссриа и разл. фор- мами оперы-буфф стала стираться. С наступлением 19 в. происходит четкая дифференциация разл. нац. школ. Итал. О. *Россини, *Беллини и *Доницетти осталась верна вокальной мелодичности (*бельканто) и достигла апогея в полных страстей драмах *Верди. Расцвет оперного театра в Германии связан с тв-вом *Ве- бсра с присущим ему *романтизмом, интересом к фольклору и легендам. Это привело к возрастанию роли оркестра. В 1840-х гг. крупнейшим мастером нем. оперного иск-ва становится * Вагнер, к-рый отказался от арий и речитативов, стремясь к непрерывности муз. развития — «бесконечной мелодии» и введя сложную систему *лейтмотивов. Вагнеровская теория муз. драмы также была попыткой «реформировать» О., особенно ее тип, популярный тогда во Франции и представленный соч. *Мейербера. Получившие назв. «большая О.», эти произв., с многочисл. ариями и ансамблями, большими хорами, балетными номерами, поражали воображение сценич. эффектами. Их сюжеты, обычно связанные с к.-л. историч. или квазиисторич. событиями, были мелодраматичны и сентиментальны. Стремление подчеркнуть нац. черты, привить любовь к нар. музыке и фольклору стало преобладающим в тв-ве рус. (Глинка, *Мусоргский, *Бородин, *Римский-Корсаков. в меньшей степени *Чайковский) и чеш. (*Сметана, *Дворжак, позднее *Яначек) композиторов 2-й пол. 19 в. В конце столетия в муз. иск-ве появляются новые течения: композиторы искали материалы для своих соч. в повседневной жизни (напр., «Кармен» Визе, 1875), затем появляются произв. *Масканьи и ТГуччи-ни. В Германии Рихард * Штраус начал сочинять экс- прессионистские муз. драмы («Саломея», 1903—05), но постепенно его стиль становится более лиричным и сдержанным. К кон. 19 в. усиливается процесс взаимо- действия и взаимопроникновения разл. жанров, меняется муз. структура О. Это был в сущности логический компромисс между нем. и итал. О., возможный как для *Массне, так и для *Корнгольда. В ней разумно сочетались *атональность *Берга («Воццек», 1925) и *джаз Гершвина («Порги и Бесс», 1935), *импрессионистская сдержанность * Дебюсси («Пеллеас и Мелизанда», 1902) и строгий *неоклассицизм *Стравинского («Похождения повесы», 1951). Как один из видов иск-ва О. продолжает развиваться, о чем свидетельствует бурный рост ее популярности в последние годы.
Здесь можно почитать популярные отзывы о шарфах и выбрать себе подходящие

Время генерации: 0,047 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,016 сек.