Популярное


Ацтеков искусство
Ацтеков искусство (Aztec art), иск-во гос-ва ацтеков, образовавшегося в долине Мехи...

Древнегреческие вазы
Древнегреческие вазы (Greek vases), расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древ...

Запись (нотация) танца
Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, ...

Малапропизм
Малапропизм (malapropism), путаное, комически неправильное употребление длинного сл...

Стаккато
Стаккато (staccato) (итал. — отдельный, обособленный), в музыке термин, испол...

Африканский костюм и ткани
Африканский костюм и ткани (African costume and textiles) играют важную роль в повс...

Железного века искусство
Железного века искусство (Iron Age art), иск-во периода в развитии человечества, на...

Орфизм, или орфический кубизм
Орфизм, или орфический кубизм (Orphism. or Orphic cubism), направление во франц. жи...

Минималистское искусство
Минималистское искусство (minimal art), направление в живописи и скульптуре 1950-х ...

Сен-Дени Рут (Рут Деннис)
Сен-Дени Рут (Рут Деннис) (St Denis, Ruth (Ruth Dennis)) (1879—1968), амер. т...

Опера
Добавил статью Кирилл   
Дата добавления03.09.2011
Опера (opera), жанр муз.-драм, иск-ва. Муз. сопровождение использовалось еще в античной драме. Мысль о передаче сюжета только с помощью слов и музыки возникла в самом кон, 16 в. В это время во всех странах Европы вырабатывались принципы нового типа муз.-драм. спектакля. Успеха в этой области добилась груп- па поэтов, музыкантов и ученых -- «Флорентийская ка-мерата», созданная в 1580 г. Они, в частности, стремились возродить принципы античного муз. иск-ва, выступали за возобновление др.-греч. трагедии на основе монодического склада (*монодия). У них родилась идея создания нового муз.-театр, жанра, к-рый назвали «драма на музыке», основанного на сочетании сценич. действия с сольным пением. Первый и наиб, яркий дошедший до нас образец — «Эвридика» (1600). Музыка принадлежит Джулио Каччини (ок. 1545— 1618) и Яко-по Пери (1561 — 1633), слова (либретто) — Оттавио Ри-нуччини (1562—1621). Созданные в простой монодиче-ской манере, эти первые О., ставившиеся в частных театрах, были не более чем драмами, пересказанными мелодичной речью (речитатив), где гл. требованием была ясность декламации. Гениальный оперный композитор Монтеверди превратил О. в синтетич. вид иск-ва. В своей первой О. «Орфей» (1607) он положил начало вокалу: дополнил речитативы инструментальными интерлюдиями, хорами, *ариями, дуэтами и балетом, стремясь создать «взволнованный стиль» для выражения драм, эмоций и придать произв. подлинное муз. единство. В течение след, десятилетий О. завоевала популярность, начали открываться спец. оперные театры (первый открылся в Парме в 1618 г.). К крупнейшим представителям венецианской школы относится ученик и продолжатель традиций Монтсвсрди Кавалли. Тенден- ция к усилению мелодического начала и кристаллизация форм выражалась в более длинных ариях, особенно в арии da capo. Во Франции О. завоевывала популярность не сразу. Первым оперным композитором был *Люлли. Он создал жанр лирич. трагедии — героико-трагич. О. с простыми либретто, большим кол-вом хо- ров и более сдержанной вокальной манерой, чем в итал. О. Героич. трагедия (*Рамо), в основе к-рой *опе- ра-балет, — так можно определить стиль франц. О. до сер. 18 в. В Риме в нач. 18 в. был выработан стройный и законченный тип оперы-сериа («серьезной оперы»). Самым известным либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио (1698—-1782). Вскоре опера-сериа распространилась по всей Европе, за иск. Франции. Неск. лучших произв., созданных в жанре опера-сериа, были написаны в Лондоне Генделем. Поскольку либ- ретто этих произв. не допускали никаких комич. элементов, получили развитие альтернативные оперные формы. Мн. из них скорее относились к жанру *оперет-ты. В Италии возникла опера-буфф, обладавшая значительно большим разнообразием стилей и форм. Коренная муз.-драм, реформа была осуществлена Глюком, худ. принципы к-рого сложились под влиянием идей нем. и франц. Просвещения. Начал он се оперой «Орфей и Эвридика» совместно с поэтом Раньеро де Каль-цибиджи. Ария da capo уступила место серьезным вокальным партиям, оркестр стал играть более важную роль; надлежащее место заняли хор и танец; более того, сюжет отражал драму подлинных человеческих отношений. Вершиной оперного иск-ва 15 в. стало тв-во *Моцарта, к-рый синтезировал достижения разл. муз. школ и создал яркие, убедительные образы в О. «Идо- мепей, царь критский, или Илия и Идомант» (1781). В таких О., как «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787). его муз. гений оказался непревзойденным. После Моцарта разница между оперой-ссриа и разл. фор- мами оперы-буфф стала стираться. С наступлением 19 в. происходит четкая дифференциация разл. нац. школ. Итал. О. *Россини, *Беллини и *Доницетти осталась верна вокальной мелодичности (*бельканто) и достигла апогея в полных страстей драмах *Верди. Расцвет оперного театра в Германии связан с тв-вом *Ве- бсра с присущим ему *романтизмом, интересом к фольклору и легендам. Это привело к возрастанию роли оркестра. В 1840-х гг. крупнейшим мастером нем. оперного иск-ва становится * Вагнер, к-рый отказался от арий и речитативов, стремясь к непрерывности муз. развития — «бесконечной мелодии» и введя сложную систему *лейтмотивов. Вагнеровская теория муз. драмы также была попыткой «реформировать» О., особенно ее тип, популярный тогда во Франции и представленный соч. *Мейербера. Получившие назв. «большая О.», эти произв., с многочисл. ариями и ансамблями, большими хорами, балетными номерами, поражали воображение сценич. эффектами. Их сюжеты, обычно связанные с к.-л. историч. или квазиисторич. событиями, были мелодраматичны и сентиментальны. Стремление подчеркнуть нац. черты, привить любовь к нар. музыке и фольклору стало преобладающим в тв-ве рус. (Глинка, *Мусоргский, *Бородин, *Римский-Корсаков. в меньшей степени *Чайковский) и чеш. (*Сметана, *Дворжак, позднее *Яначек) композиторов 2-й пол. 19 в. В конце столетия в муз. иск-ве появляются новые течения: композиторы искали материалы для своих соч. в повседневной жизни (напр., «Кармен» Визе, 1875), затем появляются произв. *Масканьи и ТГуччи-ни. В Германии Рихард * Штраус начал сочинять экс- прессионистские муз. драмы («Саломея», 1903—05), но постепенно его стиль становится более лиричным и сдержанным. К кон. 19 в. усиливается процесс взаимо- действия и взаимопроникновения разл. жанров, меняется муз. структура О. Это был в сущности логический компромисс между нем. и итал. О., возможный как для *Массне, так и для *Корнгольда. В ней разумно сочетались *атональность *Берга («Воццек», 1925) и *джаз Гершвина («Порги и Бесс», 1935), *импрессионистская сдержанность * Дебюсси («Пеллеас и Мелизанда», 1902) и строгий *неоклассицизм *Стравинского («Похождения повесы», 1951). Как один из видов иск-ва О. продолжает развиваться, о чем свидетельствует бурный рост ее популярности в последние годы.
На info-regions.ru можно найти компании Пензы и множество другой полезной инфы

Время генерации: 0,066 сек. / Количество запросов: 36 шт. за 0,019 сек.