Серебряные изделия (silverware), изделия, выполненные из цельного серебра либо покрытые тонким сереб-
ряным слоем. Подобно золоту, этот металл издревле высоко ценился за красоту и сравнительную простоту
обработки. Чистое серебро хотя и тверже золота, но все же слишком мягкое, поэтому обычно его применяют
в виде сплава, чаще всего с медью. Среди наиб, ранних из дошедших до нас образцов золотой и серебряной
посуды — сокровища Трои (ок. 2 тыс. до н.э.). Между 10 и 3 вв. до н.э. высококачеств. серебряную посуду,
укра-
шенную лепным рельефом, чеканкой и гравировкой, изготовляли также финикийцы, а со 2 в. до н.э. —
римляне. В ср.-век. Зап. Европе влияние церкви на иск-во было огромно, поэтому худ. промыслы, в т.ч.
серебряные мастерские, сосредоточивались в осн. в монастырях. В 7 Б. н.э. известность получили изделия
англосаксонских мастеров — роскошные сосуды из позолоченных ^золочение) серебра и меди, украшенные
замысловатым орнаментом в кельтском стиле. В эпоху *Ренессанса законодателями ремесла стали итал.
художники и ювелиры, в частности *Челлини. Они создавали не только украшения, посуду и мелкую
пластику, но и элементы декора интерьеров. Редкой красотой отличается алтарь с серебряным рельефом
церкви Св. Иоанна (Флоренция). Богатая серебряная утварь хранилась и в церквах Испании и Португалии,
чему необычайно способствовал поток серебра, хлынувший из стран Нового Света. Один из самых
прекрасных образцов — серебряное с позолотой распятие кон. 15 в. (Барселона), украшенное вьющимся
растительным рельефным орнаментом и небольшими пластинами с сюжетами на религ. темы. Постройка и
убранство Версальского дворца недалеко от Парижа (прибл. с 1660 г.) потребовали создания целых гарниту-
ров серебряной домашней утвари, и вскоре слава серебряных дел мастеров из Франции,
специализирующихся на предметах домашнего обихода, перешагнула границы страны и распространилась
по всей Европе. Так, в Париже в 1771 г. для рус. императрицы Екатерины Великой был изготовлен
обеденный сервиз из 842 предметов. В сер. 18 в. британцы изобрели *шеффилдское серебро, к-рое заменило
изделия из чистого серебра. В рез-те пром. революции было налажено массовое произ-во серебряных
изделий, правда, носивших чисто утилитарный хар-р. Уже в 20 в. нек-рыс художники под влиянием
движения *«Искусства и ремесла» стали отдавать предпочтение ручным ремеслам, однако доля их изделий
по сравнению с фабричными ничтожна.