Центрально-американская и мексиканская литература (Central American and Mexican literature), лит-pa
т.н. Мезоамерики до появления в 16 в. европ. поселенцев. Подавляющее большинство древн. рукописей
было уничтожено первыми христ. миссионерами, уцелело не более двух десятков, но традиция их
изготовления еще нек-рое время сохранялась. Эти записи, некое смешение пророчеств и историч. фактов,
фиксировались на бумаге, пергаменте, дереве или камне. Книги майя, «кодексы», складывались наподобие
ширмы или гармошки, а не переплетались на европ. манер. Иероглифическое письмо обнаружено на древн.
памятниках ольмеков (1-е тыс. до н.э.), культура к-рых была тесно связана с культурой майя и, очевидно,
непосредственно ей предшествовала. Одним из знаменитых манускриптов майи является т.н. Календарный
круг или «Счет ка-тунов», к-рый представлял собой сложную комбинацию из неск. временных
последовательностей (циклов, периодов). Соединение недельного (13 дней) и месячного (20 дней) циклов
образовывало 260-дневный «свящ. период». Комбинация «свяш. периода» с солнечным годом давало 52-
летний цикл («календарный круг»), основанный на расчетах и астрономич. наблюдениях. Календарь позднее
приобрел т; инственный, мистический хар-р, превратившись в ос ову религ. культа майя. Письменных
иконографич. ( монография — упрощенная форма пиктографич. mi ьма ацтеков и их предшественников — миштеков) памятников сохранилось больше, ученые делят их на две категории: летописные и
ритуальные. Первые возникли и получили распространение в столице ацтеков Теночтитлане (кодекс Боту-
рини) и в Тилантонго. Вторые, т.е. ритуальные тексты, намного сложнее и труднее поддавались
расшифровке. Они затрагивали самые разнообразные стороны жизни: деторождение, брак, воен. иск-во, с.х.,
астрономию, сбор налогов, а также содержали филос. рассуждения. Позднее эти тексты были
воспроизведены алфавитным шрифтом на языке майя-киче (кн. «Пополь-Вух», или «Библия Америки») и
стали источниками сведений об одной из древнейших цивилизаций Америки.