Византийское искусство (Byzantine art), произв.
иск-ва и архитектуры, созданные в Вост. Римской (Византийской) империи или под ее влиянием.
Константинополь (город на месте античного Византия) был основан в 324—330 гг. н.э. императором
Константином I Великим и оставался христ. до его захвата турками в 1453 г. В.и. распространялось далеко
за полит, и геогр. границы империи; напр., в православ. России его традиции сохранялись долгое время
после крушения Римской империи. В архитектуре византийцы создали собств. стиль культовых строений,
объединив два типа рим. сооружений — трехнефовую *базилику с плоской крышей и сводчатые купольные
конструкции типа пантеона — и образовав с помощью купола над пересечением в центре крестообразный в
плане храм. Завершало такое строение закругленная вост. сторона в одну, а чаще в три апсиды.
Большинство визант. церквей невелики, но самая великолепная — храм Св. Софии в Константинополе
(постр. Юстинианом I в 6 в.) — имеет огромные размеры. Визант. храмы отличались пышностью внутр.
убранства: стены внизу отделывались плитами из мрамора редких видов, а сверху украшались *мозаикой и
*фресками. Самыми внушительными творениями визант. архитектуры наряду с церквами были
колоссальные подземные резервуары для хранения воды и оборонительные сооружения. Своды резервуаров
покоились на огромных колоннах с капителями. Визант. культовая живопись следовала четко опред. пра-
вилам: каждой сцене отводилось конкретное место в декор, убранстве. Так же точно были разработаны позы
и жесты фигур и даже цвета одеяний. Художники, обычно монахи, оставались анонимными. Новшества и
вариации запрещались, и мастер для передачи глубины чувства сосредоточивался на эмоциональном,
символическом, а также декор, использовании цвета. В визант. культовых картинах, или *иконах, манера
изображения фигур была той же, что и в настенных росписях, — плоскостной, фронтальной. Прекрасные
миниатюры встречаются в рукописных книгах в переплетах из тисненой кожи либо вложенные между
резными дерев, панелями, украшенными слоновой костью, драгоценными камнями, металлом или *
перегородчатой эмалью, к-рой славились византийцы. Искусной резьбой по слоновой кости украшали
ларцы, подставки и статуи. Худ. работа по металлу выполнялась для самых разл. целей — от метал,
храмовых ворот до крестов, ковчегов, церк. утвари и разнообразных светских украшений. Визант. шелка и
парча со стилизованными фигурами хищников, замысловатыми геом. узорами и роскошными цветочными
мотивами соперничают с самыми изысканными изделиями Средневековья. Великолепные визант. вышивки
золотом и цветным шелком, керамика и стекло, др. образцы декор, иск-ва отмечены печатью ярчайшего
мастерства.