Запись (нотация) танца (dance notation), запись тани. движений с помощью рисунков, спец. символов и
комментариев. В кон. 15 в. общеизвестные па обозначались сокращенно одной буквой (напр., R — реве-
ранс); а в 16—17 вв. танцмейстеры начинают издавать руководства с описанием исполнения тех или иных
па. Первую разработанную З.т. (1700) приписывают Раулю Фёйе. опубликовавшему трактат «Хореография,
или Искусство записи танца». В ней изображались движения танцоров, а спец. значки обозначали повороты.
такты и др. тонкости движения ног. Эта система была далека от совершенства, ибо основывалась на пред-
ставлениях о танце того времени, однако она оставалась единств, доступной пониманию неспециалиста —
театралы могли читать З.т. во время исполнения, так же как завсегдатаи концертных залов, слушая музыку,
сверяются с партитурой. В 19 в. хореографы, чтобы зафиксировать свои постановки, полагались на своеоб-
разные макеты из маленьких фигурок, закреплявшихся на бумаге, и на свою намять. Метод Владимира
Степанова (1892), аналогичный потному письму, создал возможность более адекватной З.т. В 19 в. не
удалось разработать системы, полностью подходящей для работы балетмейстера. Кинстография *Лабана (1928), ныне
называемая лабанотацией, в осн. применяется для записи танца модерн. Она содержит сложные указания о
направлениях пространственных перемещений, длительности и хар-рс (плавное/резкое) движения танцора.
В большинстве балетных трупп используется система Бенеша (1956). называемая хореологией. Позиции
танцора отмечаются па 5-линеечном нотном станс, а спец. значки указывают продолжительность и недоста-
ющее третье измерение. Др.. менее распространенной З.т., является система Эшколя-Вахманна, разработан-
ная в 1958 г. в Израиле. Совр. системы в сочетании с видео могут обеспечить З.т. с достаточной полнотой.
Последним новшеством, обещающим расширить их возможности, стало использование компьютерных
программ.